Исполнилось 35 лет революции в концертном свете

35 лет назад, 25 сентября 1981 года произошло событие, которое навсегда изменило индустрию шоу-технологий. Группа Genesis, на стартовом концерте тура Abacab, использовала первые в мире поворотные световые головы Vari-Lite VL1.

genesis_abacab

Том Литрел (Tom Littrell) — был первым оператором компьютерного пульта, который управлял сразу несколькими атрибутами прибора: интенсивностью, цветом, движением по панораме и наклону, формой луча и рисунками гобо.

Тому показали статью и он сделал это селфи
Тому показали статью и он сделал это селфи для моего блога

Showco

Все началось с даласской компании Showco. Ее основали в 1970 году два партнера: музыкант Расти Брутче (Rusty Brutsché) и студийный звукоинженер Джек Максон (Jack Maxson).

jack-maxson-directorfoh-engineer-jack-calmes-founder-president-and-rusty-brutsche-directorfoh-engineer
Джек Максон (директор/FOH инженер), Джек Калмс (со-основатель и президент) и Расти Брутче (директор/FOH инженер)

Компания начиналась буквально в гараже у Максона с двух акустических систем и пары грузовиков. Они занимались прокатом звукового оборудования и обеспечивали стадионные рок-концерты.

Среди их клиентов сразу оказались известные группы, в том числе Led Zeppelin. Компания быстро росла и в 1972 году стала заниматься световым оборудованием.

С ростом конкуренции в конце 70-х, компания искала новые возможности для расширения: в частности в плане света. Парк быстро устаревал и расходы не позволяли постоянно его обновлять.

В эти годы концертное световое оборудование было громоздким и сложным в использовании. Несколько тысяч паров нужно было подключить, сгруппировать, направить и зафильтровать нужными цветными пленками.

Многие дизайнеры шли на хитрость и имитировали движение голов световыми пушками с живыми операторами.

Производители прорабатывали различные идеи для задачи смены цветов на приборе: это были разные навесные колеса и скроллеры. Это все было не то. Пленки выгорали, выпадали, а скроллеры и колеса застревали во время смены цветов.

В Showco был сильный отдел новых разработок. Команда инженеров компании под руководством Джима Борнхорста (Jim Bornhorst) искала альтернативные пути цветосмешения в приборах и вышла на идею использования дихроичных стекол и металлогалогенных ламп. Совместив эти технологии, получались насыщенные цвета с множеством оттенков, что было недостижимо с внешними фильтрами. При этом цвета могли меняться мгновенно.

Это могло бы оказаться тупиком развития, если бы не один судьбоносный совместный обед. Осенью 1980 года, в ресторане собрались Брутче, Максон и Борнхорст с командой разработчиков. Они обсуждали создание нового светового прибора с дихроичными фильтрами. В ходе разговора Максон добавил: «Два мотора и свет будет двигаться…». Это и стало точкой отсчета новой эры.

VL Zero

Проектная команда под руководством Джима Борнхорста в составе Тома Волша и Джона Ковингтона, инженеров по электронике, а также Брукса Тейлора, программиста софта для пульта, приступила к работе.

vari-lite-team
Джон Ковингтон, Джим Борнхорст, Брукс Тэйлор, Том Волш

За 12 недель, к декабрю 1980 года, был готов первый прототип, который позже получит название VL Zero.

vl0

В прототипе использовалась лампа для слайдовых проекторов General Electric Marc 350. Цвета смешивались вращающимися дихроичными фильтрами на пути светового потока. В дальнейшем компания отказалась от плавного смешения в спотах, а технология была перенесена в вош-приборы.

Genesis

Для нового прибора нужны были инвестиции и убедительный пример использования. Showco собиралась показать новинку Led Zeppelin, но планы нарушила смерть барабанщика Джона Бонэма в октябре 1980 года и распад группы.

В это же время среди клиентов Showco была английская группа Genesis. У них была репутация группы, заинтересованной в поиске и использованию новейших идей для своих шоу.

Было принято решение лететь в Англию для презентации прототипа. Группа готовилась к новому туру и репетировала на своей загородной студии Shepperton Studios в старом сарае.

SONY DSC

Прибор был собран кустарно: на деревянной плате, без креплений для подвеса. Разработчики просто пригвоздили прибор к балке для показа. Прототип был запрограмирован на демонстрацию всего двух действий: смены цвета и движение.

mike-rutherford
Майк Резерфорд

«Я ожидал смену цвета, но, чтоб вас, я и не думал, что он будет двигаться», — первым воскликнул гитарист Майк Резерфорд (Mike Rutherford). Этой презентации было достаточно, чтобы менеджер Genesis Тони Смит инвестировал в разработку.

 

Группа была поражена и сразу попросила 50 экземпляров. Брутче ответил: «Хорошо, но нам нужен миллион». Группа: «Отлично, но мы хотим быть партнерами и эксклюзивно использовать их несколько лет».

Showco ехали в надежде получить предоплату в счет будущего проката для туров, а возвращались домой с чеком на 1 млн долларов. В самолете Джим Борнхорст выдал оглушающую новость: вращающиеся фильтры были совершенно не готовы. Разработчикам предстояло создать систему цветосмешения с нуля к началу тура Genesis.

К работе приступили немедленно и она включала создание целой системы: приборов, электрики, передачи сигнала, пульта управления.

На концерте 25 сентября 1981 года в Барселоне, Genesis поразила зрителей: 50 инновационных приборов VL1 с пультом Series 100 совершили переворот в концертном мире.

«Мы специально запрограммировали несколько первых песен в статике. И тут мы просто меняем положение всех приборов, лучами по зрителям. Тысячи испанцев вскочили в истерике. Было ощущение, что открылась преисподня!

Было много страшных моментов. У приборов была куча проблем, в основном механических. Мы снимали, чинили и вешали их на прежнее место. Но все это меркло по сравнению с эффектом. Движение и цвета были невероятными.

Ну и самое смешное: все мы были звукоинженерами по профессии!»

Джим Борнхорст

Новое направление было выделено в отдельную фирму, название для которой придумал менеджер Genesis Тони Смит — Vari-lite.

varilite-logo

«Мы создавали VL0, чтобы сократить количество приборов в шоу, уменьшить занимаемый объем в грузовике и вес. Вместо 100 паров каждого цвета: красного, синего, желтого и зеленого, мы хотели брать в дорогу 100 приборов, которые могли быть любым из этих цветов. Мы рассчитывали, что 100 приборов заменят 400, монтаж-демонтаж будет быстрый и простой. А в реальности все захотели таких приборов столько же, сколько паров и даже больше.»

Джон Ковингтон

Vari-Lite VL1

Приборы VL1 имели дихроичные фильтры, размещенные на трех колесах, по 7 цветов на колесе и 1 открытое. Прибор менял цвет за 0,1 секунды. На четвертом колесе располагались 5 апертурных отверстий и 2 гобо. Интенсивность управлялась ирисом спереди головы.

Голова поворачивалась на 180 градусов за 2 секунды. VL1 питалась и управлялась по общему кабелю. Вначале в нем стояла проекторная лампа GE Marc 350, которая позже из-за перегрева была заменена на менее мощную Philips MSD 250 и в конечном счете на Osram HTI 250.

За годы производства с 1981 по 1984 было создано 860 голов. Большинство из них не сохранились, а несколько рабочих экземпляров хранятся в компании PRG.

Пульт

У пульта серии 100 по сути никогда не было никакого названия. Он просто назывался «Пульт Vari-lite». Консоль работала в режиме кроссфейд (X-fade), позволяла создавать чейзы и управлять 8 группами интенсивности (Matrix).

Пульт не имел никаких накопителей, только внутреннюю память, и поддерживал запись 256 кью, из которых 16 были отведены под матриксы. Дополнительно на пульте были 16 кнопок, на которые можно было записывать цвета и еще 16 кнопок для записи групп приборов. Любым прибором можно было управлять в ручном режиме. Головы управлялись по собственному протоколу: стандарт DMX был принят в 1986 году.

Я вижу это очень символичным, что родился в год создания VL1 и являюсь ровесником выдающейся технологической революции Vari-Lite.

Исполнилось 35 лет революции в концертном свете: 12 комментариев

    1. Руслан, что вы имеете ввиду? Я пересказываю факты из открытых источников: сайт Вари-лайта, Википедия, статьи и интервью в журнале PLSN. О каких таких эксклюзивных «мыслях» Алана тут может идти речь? Это история.

  1. Хорошая статья, но ПАР это всё же аббревиатура от «паробалический алюминиевый рефлектор», а любая аббревиатура, пусть даже это устоявшийся сленг, пишется заглавными.

    1. Спасибо за отзыв! Не совсем, «пар» в моем тексте — это заимствованная иностранная инициальная аббревиатура, ставшая самостоятельным нарицательным словом. Пример: «диджей» — DJ.

  2. При всем уважении.. Назвать Vl-1 — «революцией в концертном свете» считаю несколько пафосно… скорее, так о нем думают и пишут сами VARILITE. Это «чудо» 🙁 и не сканер и не голова… До 97 года, пока Российская компания Universal Lighting и конкретно Константин Пузиков, не изобрели MOTORHEAD — все знали и пользовались только сканерами. Именно MOTORHEAD считается первой полноценной полноповоротной «бошкой». Компания COEMAR так же позиционирует себя как «свершившую революцию» в свете. http://www.coemar.com/bin/index.php?lng=EN&id=18, и в свое время (95-98) никто не слышал про VARILITE, VL-1, все пользовались сканерами COEMAR (не только, но это было в топе), NAT сканеры были вершиной полноповоротных световых систем… но все проходит, развивается и меняется. Только вот VL-1 не совершил «революции», для того времени и технологий — это была тупиковая ветвь развития.

  3. Хорошо скомпанованная статья, живой слог — приятно читать!
    Кстати, концепцию Genesis образца 1982 года периодически вижу в реализации в 21 веке у групп совсем иной направленности. Может VL1 (или даже VL0) опять выпускать для любителей «олд скула»? 🙂

  4. Вот это история, и еще и фоточки и видосики! Давид спасибо, ты и вправду проповедуешь тонкости индустрии в массы! Респект!

Добавить комментарий для david Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.