1. Не знаешь — не трогай!
Работая с незнакомыми музыкальными произведениями или на фестивалях, заготовь несколько красивых световых сцен и убери свои чертовы руки подальше от пульта. Да не трогай ты, кому говорю! Знаю, это самое сложное.
2. Не так важно что. Важно — когда
По большому счету, хоть это и предмет отдельного разговора про вкус, не важно что ты там делаешь: какие цвета, гобо, позиции или мотаешь головами как полоумный. Важно когда это начинается и когда заканчивается. Все как в музыке: посередине музыкальной фразы не может вдруг что-то неритмично начать играть.
3. Облажался — повтори
Это правило жизни нам подарили музыканты. Влепил ни с того ни с сего строб — терпи, держи до конца музыкальной части и повтори в следующем структурном элементе. Никто кроме тебя не знает как надо и все сойдет за концепцию. Гораздо хуже нервно менять световые состояния, это точно заметят все.
На этом, кстати устроена песенная форма с повторяющимися рефренами и поэтому люди так любят песни. Мозг так устроен, что успокаивается и получает удовольствие, когда слышит что-то, что уже было: например припев или второй куплет в прежней гармонии.
4. Фиксируй ощущения
Посещай столько концертов и спектаклей, сколько сможешь. Обращай внимание на все мелочи. Концерт — это сложный многослойный торт, где кроме света, звука и видео происходят эмоциональные и психические процессы. Бывает, что тебе безумно понравился концерт, но по свету и видео на самом деле он был полным говном. Так можно научиться не давать себя обманывать.
Кстати, никакого будущего у VR концертов нет, потому что концерт это не только смотреть плохую картинку и слушать плохой звук с ноутбука дома в трусах. Ну это и так всем понятно.
5. Смотри видео
Каждый день возьми привычку подробно посмотреть один или полистать несколько концертов. Нужно смотреть не только Питера Габриэля, но и дерьмо типа музыкальных премий и концертов-однодневок в Крокусе. Как зачем, чтобы никогда так не делать!
Вот еще:
6. Увидел — повтори
Все крутые приемы, которые ты увидишь в чужих работах, так и останутся чужими, пока ты их не попробуешь сам. Тем, кто занимался музыкой, знакомо это обманчивое чувство. В видеошколе все кажется таким простым ровно до того момента когда коснешься своего инструмента.
Повторяй фишки и находки на реальном пульте. Приучайся к шорткатам и формируй мышечную память для быстрого программирования.
7. Используй контрасты
Обычно светом мы визуализируем аранжировки и структуру музыкальных произведений. С помощью всевозможных ритмических, тембральных, гармонических приемов, аранжировщик делает музыкальную заготовку разнообразной и интересной для слушателя.
Лучший способ сделать световую партитуру выразительной — использовать контрасты. Это когда что-то меняется очень заметно. Если в песне, в которой стоит статично одна световая картина в одном цвете и в нужный момент буквально два раза что-то бахнет белым — это контрастно и заметно слушателю. Зритель не обратит внимание, если всю песню в димерном пульсе мотались 200 приборов, а в кульминационный момент к ним добавилось еще 100. Контрастность в этом никакая. Помни, самый мощный световой эффект — темнота.
8. Always light the money. Расставь приоритеты
Обожаю эту фразу патриарха американского концертного светодизайнера Нука Шукнфилда. Вначале освети музыкантов, которые платят тебе деньги, а потом мотай и мигай приборами сколько влезет. Главные на сцене — музыканты и декорации. Тысяча позиций и эффектов — дело последнее.
9. Не очкуй ты
Не будь невыносимым говнюком. Не ори, не паникуй, не нервируй персонал на площадке. Поди не людей лечишь или в космос отправляешь. Ты просто мигаешь диодами под музыку. Успокойся, художник!
Никто не умрет, если во время шоу отвалится часть светового сетапа. Да даже если весь отвалится, люди включат фонарики и концерт запомнится навсегда. Концерт пройдет даже при дежурном освещении площадки. Не нагнетай, ты не главный в шоу. Твоя задача помочь, усилить, скрыть недостатки с помощью визуальных инструментов.
10. Не вреди
Мы занимаемся прикладной деятельностью. Мы приложены к чему-то более важному — к музыке. Результат нашей работы не может существовать сам по себе и без музыки это просто бессмысленное мигание диодами. Не перетягивай одеяло на себя. Ты победил, когда читаешь комменты после концерта в инсте, а там ни слова про твое выдающееся световое шоу. Ты часть продукта, ты должен быть растворен в этом коктейле незаметно. Если зритель заметил твои эффекты, ты спалился. Садись, снова двойка.
Bonus track
Будь проще!
Мои две любимые поговорки: Less is more и KISS: keep it simple, stupid. Крутое шоу можно сделать на паре фейдеров и нескольких эффектах на любом пульте — доказательств масса в Ютубе (смотрел уже сегодня пару концертов?). Всем насрать, сколько ты там позиций настругал и сколько видов димерных бегучек у тебя на 5 крыльях, если не успел направить свет на группу.
Красота в визуальной простоте. Не мешай цвета, не создавай визуального шума. Но про вкус подробнее в другой раз.
Попробуй что-то из этого, тебе понравится, вот увидишь.
Почитать еще:
- Как быстро выучить новый пульт?
- Что посмотреть по концертному светодизайну
Собираю список обязательных к просмотру концертов для одержимых светодизайнеров.
- Что почитать по концертному светодизайну
Рассказываю что можно почитать по концертному светодизайну со всеми ссылками. Заносите в букмарки.