Эта статья про использование соцсетей как потенциально эффективного канала информации для создателей шоу. Но обо всем по порядку.
Информагентство шоу-индустрии Pollstar поставило мировой тур Бейонсы Formation Tour на второе место по лучшим сборам в 2016 году. Певица выступила на 49 стадионных концертах в Америке и Европе и собрала 256 млн долларов.
Масштаб шоу соответствовал его успешности. Вообще, перед дизайнерами больших стадионных концертов стоит проблема удаленности артистов от зрителя — публика смотрит на боковые трансляционные экраны вместо сцены.
Английский сценограф Эсмеральда Девлин решила эту задачу радикально. Она создала гигантский арт-объект посередине сцены, который стал одновременно декорацией и огромным экраном. Авторы назвали его «Монолитом».
Если пролистать портфолио Эс Девлин, то виден ее узнаваемый почерк. Ей нравятся крупные скульптурные и кубические формы в дизайне. Большие экраны раздвигаются, перемещаются в пространстве, артисты взаимодействуют с ними. Это я к тому, что придумать что-то новое невозможно.
Монолит
Монолит — это 180-тонный вращающийся параллелепипед 22 × 16 × 9 м. Конструкция с экранами по периметру делала полный оборот в любую сторону за 3 минуты 20 секунд и раздвигалась посередине на 7 метров в определенный момент шоу.
Внутри были конструкции со светом и пространство для акробатического номера. По широким сторонам параллелепипеда были экраны с шагом 9 мм и 18 мм — по узким.
Чтобы собирать эту громадину вовремя, компания Stageco сделала четыре комплекта каркаса Монолита. Каждый комплект занимал 23 фуры и отправлялся заранее в нужный город.
Монолит устанавливали на сцену размером 62 × 35 метров. Из-за таких размеров, приходилось урезать вместимость стадионов. Например, на концерт в Дублине вместо 82,5 тысячи человек попало только 75 тысяч.
Перед художником по свету Тимом Рутледжем стояла сложная задача: как раскидать световые приборы, если нет крыши, подвесов — никаких конструкций. Монолит заменил собой все.
«Концептуально это и не должно было быть привычным световым шоу. Главный акцент был на Монолите с IMAG-контентом. Это история не про световые эффекты, в этом плане мы подвинулись в сторону» — вспоминает Рутледж.
Дизайнер предложил позади Монолита возвести стенку из приборов: «Эс Девлин не любит круглые источники света, поэтому выбрали SGM Q-7». Семь секций стояли полукругом. Полотно из 604 диодных стробоскопов хорошо обыгрывали прямоугольную форму центрального элемента сцены.
По верхнему краю стенки повесили споты BMFL и Mythos, причем BMFL Рутледж использовал в качестве вошей для заливки сцены.
Чтобы освещать танцоров, Рутледж расположил приборы прострельно по краям сцены. На каждой широкой стороне Монолита снизу было по 16 спотов. Они вращались вместе с конструкцией и выполняли роль контрового света. Это было важно для съемки, чтобы отделить артистов от экрана. Весь остальной свет можно было разместить вокруг Монолита. Выбора не было — оставались только портальные башни.
Видео
Почти все время на экране показывали живую трансляцию с камер и наложенными поверх эффектами. Графику и заранее отснятые ролики запускали во время технических пауз и смены костюмов.
Благодаря потрясающему качеству съемки, планам, ракурсам, цветовым эффектам — трансляция была настолько сочной, что все смотрелось словно это были заранее снятые клипы.
Шоу по-флоридски
Компания Live Nation арендовала для прогонов стадион в городе Тампа. Репетиции длились с 5 апреля до первого концерта тура в Майами 27 апреля. Это стоило промоутерам 745 000$.
Арендовать бейсбольный стадион в Майами оказалось невозможно — начинался спортивный сезон. Тампа был выбран по удобству логистики. Вначале репетиции и прогоны в Тампе, затем репетиция переезда и концерт в Майами, а через два дня полноценный концерт для зрителей в исходной точке.
Вип-улей
Фанатское движение Бейонсы называет себя beyhive. Тут заложена интересная игра слов. В английском слове beehive, что в переводе улей, заменена одна буква. Получилось Beyonce hive — beyhive.
В туре 2013 года The Mrs. Carter Show прямо на сцене в нишах по краям появились две супер фан-зоны — beyhive pit. В Formation туре дизайнеры их сохранили. Билеты в эти зоны стоили около 1000$ и вмещали в среднем по 100 человек на каждой стороне.
Вот с ними-то и произошла неприятность. Фанаты, потратившие такие безумные деньги были разочарованы тем, что они получали.
Группа недовольных активистов создала инстаграм-аккаунт @dissapointingbeyhivepits, чтобы привлечь внимание дизайнеров и менеджеров тура.
Суть претензий сводилась к нескольким ключевым пунктам.
- Очень высокая сцена по отношению к нише, где стояли фанаты.
Для многих девушек сцена оказывалась выше уровня глаз, не говоря о том, что стоять приходилось друг за другом или за фанатами выше ростом. - Дым.
На открытых площадках ветер сдувал мощные потоки дыма прямо на фанатов и полностью закрывал сцену. - Приборы закрывают сцену.
Прямо перед нишами стояли прострельные споты BMFL, по три с каждой стороны. Сами по себе не маленькие, на открытых площадках они были с защитными колпаками и полностью закрывали обзор. - Мало внимания со стороны артистки.
Фанаты считали, что за такие деньги артистка обязана уделять больше внимания вип-зонам. Им не хватало интерактива и хотя бы зрительного контакта. - Расположение beyhive pit.
Если певица выходила на край сцены, то вип-фанаты видели только спину артистки. Много времени Бейонса проводит на языке и второстепенной сцене в центре партера, B-stage. Фанаты в нише не видят ни ее, ни экранов в такой близости и под таким углом.
Если с поведением певицы на сцене поделать ничего нельзя, то претензии фанатов по высоте, расположению и дыму выглядели очень обоснованно.
Прием сработал и создатели заметили проблему. Отозвался тур-менеджер Алан Флойд и дизайнер Эс Девлин.
Эс Девлин, дизайнер сцены:
«Спасибо большое за эти комментарии. Дизайнеры и световые службы слышат вас прекрасно! Мы изучаем возможность, можно ли утопить приборы в сцену. Это бы уменьшило их высоту в половину. Расположение приборов очень важно для прострельного освещения танцоров снизу — это отделяет их от экрана. Так остальные зрители тоже видят танцоров на сцене и на экране. Спасибо вам за терпение, пока мы ищем решение, которое удовлетворит вас, остальных зрителей и создателей шоу».
«Спасибо! Спросила наш продакшн про возможность приподнять настил этих ниш».
«Спасибо! Высокая сцена 8 футов (2,4 м) нужна, чтобы зрители в дальних углах стадиона видели ее за головами стоящих слушателей. Мы должны сохранить ее высоту. Я продолжу общение с художником по свету на тему того, чтобы углубить световые приборы в сцену. Возможно, это улучшит ваш обзор».
«Пожалуйста, посмотрите инстаграм-акаунт @dissapointingbeyhivepits. Люди жалуются на фанатские ниши beyhive pit!». Алан Флойд, тур менеджер: «Я все вижу».
Хороший жест открытости менеджмента к общению с фанатами, но безрезультатный. Как сообщали фанаты, ничего не изменилось ни в европейском сегменте тура, ни во второй части американского.
Как соцсети могут сделать ваше шоу лучше?
Современное медиапространство наложило отпечаток на поведение людей на концертах. Многие смотрят на сцену через экран сотового телефона. Снимают весь концерт, а тут еще и мода на трансляции подоспела.
Это можно использовать!
Собирайте информацию о своем шоу
Среди хвастливых и положительных комментариев о концерте к фотографиям и видео, можно выловить ценную информацию: что не понравилось. Зрителей могут раздражать мелочи, о которых вы даже не подозреваете: ослепляющие позиции приборов, чрезмерная яркость стробов и блайндеров, закрывающие обзор декорации и конструкции.
Среди обычных зрителей на концерте может оказаться фотограф, дизайнер или человек со вкусом, который прокомментирует элементы шоу и натолкнет на свежую мысль.
Очень жаль, что у нас не принято комментировать работы коллег. Почему-то нельзя критиковать, а только хвалить, как с покойниками. Ну а за спиной, конечно, всю правду. Такая критика единственных людей, кто понимает — бесценный источник информации для развития. Я готов умолять коллег, чтобы хотя бы обосрали, ведь это сделает меня лучше, а не обидит.
Можно тестировать идеи и следить за реакцией. У Би-2 какое-то время в туровом сетлисте была песня «Муза». Там есть строчки в припеве: «Моя муза. Из евросоюза. Возьми меня в плен. Открой мне шенген». В ней я решил похулиганить на острую тему: закодировал цвета украинского флага и желтые звезды флага Европы. Мне было интересно: считает хоть кто-то? Считали несколько человек и написали в комментариях к своим фото! Я был счастлив.
Смотрите как выглядит ваше шоу на фото и видео
Синий или маджента, которой вы так гордитесь, может выглядеть омерзительно на фото. Концерт пройдет, а о качестве вашего шоу будут судить по обрывкам фото и видеороликов.
Подсматривайте за другими
Соцсети размывают расстояния и время. По миру каждый день проходят сотни концертов, включая ваших любимчиков. Их выступление еще не закончилось, а вы уже можете посмотреть как оно выглядит со стороны.
Не нужно как раньше ждать официального DVD с концертом, где все равно ничего не понять из-за монтажа. Вы смотрите концерты глазами зрителя.
После каждого своего концерта я пролистываю ленты по хэштегам. Стараюсь следить за всеми концертами коллег. Соцсети могут помочь сделать ваше шоу лучше, попробуйте сами. Лайк!
Почитать еще:
- IMAG — лучший видеоконтент для концерта
Люди любят смотреть на людей. Покажите зрителю эмоции артиста: мимику, жестикуляцию, глаза.
- Блайндеры
Блайндеры: как произносить? Почему блайндеры называют еще молфеями. Указываю на ошибки при использовании блайндеров в шоу.
- Шоу по-московски
«Шоу по-московски» — это когда в вашем распоряжении топовые технологии и инструменты. В своем воображении вы стоите на одной ступени с мировыми туровыми шоу и уверены, что сделаете так же без репетиций и прогонов в реальных условиях.
Отличная статья!
Верно
Чётко и понятно!!!