Таймкод — такое модное слово в этом году. Только и слышно отовсюду: таймкод, таймкод.
Для всех сторон выходит очень удобно. Раздутый ажиотаж дал возможность дизайнерам дурить заказчиков завышенными гонорарами. Перевозбужденные клиенты, недостаточно разобравшись в вопросе, требуют таймкод везде и получают его даже там, где совсем не нужно.
Заказчики и художники по свету совместными заблуждениями наделили таймкод вымышленными мистическими свойствами.
На самом деле
Сам таймкод не создает выдающихся световых композиций и эффектов — это делает дизайнер. Шоу с привязкой к таймкоду никогда не станет особенным с дерьмовыми кьюхами. Таймкод не сделает их лучше, а только запустит синхронно с музыкой.
Таймкод — инструмент, который всего лишь автоматизирует запуск заранее запрограммированных кьюх в нужное время.
Таймкод не скроет отсутсвие у дизайнера музыкальности и чувства вкуса.
Почему я не использую таймкод в «Би-2»
- Он мне не нужен.
Музыкальное мышление барабанщика привило способность на интуитивном уровне понимать музыку: структуру песен, стоп-таймы, брейки. Я в состоянии сам запустить нужную кью точно в долю. - Группа не играет под подклад и метроном.
Существует мнение, что метроном в определенных жанрах убивает живой пульс музыки. Бывает, что на темпы влияют сами залы и особое настроение музыкантов. Тогда песни могут исполняться медленнее, быстрее или разгоняться по темпу в каких-то частях произведения. Есть группы и артисты, к примеру, где метроном уничтожил бы живое дыхание музыки: Foo Fighters, Metallica, Red Hot Chilli Peppers, Adele. В то же время, обратный пример: Muse, Maroon 5, 30 Seconds to Mars, Beyonce. - Это скучно.
Я музыкант и хочу быть частью группы. Мне нравится нажимать на кнопки, дергать фейдеры, а не стоять сложа руки и наблюдать как автоматически воспроизводятся мои кью-листы.
Тем не менее я использовал в этом году таймкод на московском концерте группы «Моя Мишель». Причин несколько: было мало времени на погружение в материал и я не мог присутствовать на шоу лично.
Когда есть смысл использовать таймкод
- У группы сыгранная программа с привязкой к метроному или подкладу.
- У вас недостаточно времени, чтобы разучить музыкальный материал.
- Вам сложно запускать кью-листы вручную. Не у всех развита музыкальная интуиция и ритмичность — это нормально. Автоматизация решает эту задачу.
- Нужно синхронизировать несколько элементов шоу: музыку, видео, спецэффекты.
- Необходима отчуждаемость проекта от дизайнера, чтобы любой оператор пульта смог воспроизвести шоу.
Оценивайте трезво целесообразность синхронизации музыки и света. Первичен дизайн, вкус, музыкальность, обоснованность приемов, а не запуск бессмысленных кьюх вовремя.
Шоу с таймкодом никогда не сделает заурядное шоу лучше.
Всё, кроме того, что Foo Fighters и Adele играют без клика-верно.
Спасибо за комментарий, Юра.
Проверил, действительно, Адель играет под метроном. Шоу без таймкода. Вот слова турового дизайнера Роланда Грейла: Surprisingly, the show is not timecoded. If there’s a chance to avoid [doing that], we do. We’re working with a live band, and they play a little different every night, and that’s what makes the music groove. It’s always better to do without timeoding, in our opinion.
Он ведет концерт в ушных мониторах и запускает кьюхи под клик с группой.
https://plsn.com/articles/designer-insights/adele-live-2016-tour/
А вот Фу Файтерс играют без клика. Вот фото Тэйлора Хоукинса, никаких наушников:
Иногда случается очень сложный видеомапинг или CG в которые музыканты попасть не могут без метронома (таймкода).
Было на летнем шоу с одной из групп. Отрисовали сложнейший видеомапинг с тремя паузами в композиях, где была темнота. Музыканты не могли попасть . Привязали к таймкоду. По другому никак.