Вы сделали насыщенное шоу и довольны собой. Зритель пищит от восторга. А теперь повернитесь спиной к сцене и попробуйте оценить еще раз.
Никто не думает о самом несчастном человеке на концерте. Нет, не организатор, как вы могли подумать. Это ваш артист.
В отличие от театра или тв, где художественная задача освещения стоит на втором месте после необходимости осветить актеров и декорации, концертное световое шоу — это история в первую очередь про видимость света.
Дизайн сцены, развес приборов и программирование шоу нацелены на то, чтобы светом усилить эмоции от музыки. Свет должен ослеплять, добавлять драматичности контровым расположением, удивлять и поддерживать аранжировки эффектами. А для этого нужно, чтобы лучи были видны в пространстве.
Вы сделали все, чтобы лучи были видны зрителю и не дали ничего артисту. В прошлой жизни я был по ту сторону зала и знаю о чем говорю. Ощущения от света и концерта на сцене не имеют ничего общего с тем, что получает зритель. Музыканты на сцене заслуживают и тоже хотят получать впечатления от связи света и музыки. Не представляете, насколько сильна зависимость между эмоциональным состоянием артиста и общей энергетикой концерта.
Перед глазами зрителя — яркая, захватывающая дух пульсирующая сцена с любимой группой. А артист видит перед собой темный зал, изредка вспыхивающий от блайндеров, и бродящие по головам световые пятна от спотов.
Что делать?
1. Узнайте ощущения на сцене
Попросите кого-то пройтись по вашим кью-листам, а сами сходите на сцену и посмотрите как это выглядит с той стороны зала. Гарантирую, вы будете ошеломлены. Ничего из того, что видит ваш зритель и чем вы так гордитесь, недоступно музыкантам на сцене.
У меня был бесценный опыт, когда пару раз приходилось ставить световой пульт сбоку от сцены на закрытых мероприятиях. Я увидел, что из себя представляет мое шоу глазами группы.
2. Шоу внутри шоу
Вариантов не так много: поместить приборы на фронтальных фермах, прострельно по бокам сцены или раскидать приборы в зале.
Фронтальные приборы
Я не сторонник российской традиции заливать сцену вошами с фронтальных линеек. Так не делают в западной шоу-индустрии. Чаще всего иностранцы используют фронтальные фермы с приборами в качестве дополнительно работающих на зрителя. Лучи могут быть направлены в воздухе для создания «пышной» световой картины.
Если вы используете фронтальную заливку, используйте ее и для эффектов, направленных внутрь сцены: на музыкантов.
Прострелы
Я считаю лучшее решение — это увеличить количество приборов по бокам сцены. Большое количество прострельных приборов может играть двойную роль: освещать музыкантов и пространство сцены, а также участвовать в эффектах для создания ощущения «концерта» у артистов.
Приборы в зале
Существует распространенная практика, когда световые приборы располагают в зале. Чаще всего это можно увидеть на съемках — это делает черный зал видимым для камеры. Но не всем артистам нравится, когда зал освещен.
Многие крупные фестивали развешивают приборы на башнях с дилеями (delay towers). Кроме украшения самих конструкций, это добавляет концертных эмоций зрителям, стоящим очень далеко от сцены. На этих же башнях чаще всего сидят операторы пушек следящего света.
Внесите в дизайн своего шоу прострельные приборы. Относительно статичным музыкантам: барабанщикам, клавишникам можно поставить что-то на пол вокруг них. Барабанщикам без сомнений понравятся стробоскопы за спиной. Если вы используете фронтальную заливку, добавьте эффектов, пульсов на них.
Любите своего артиста. Думайте о его комфорте и тех эмоциях, которыми он обделен. От этого в большей степени зависит магия всего концертного шоу.
Давид, внимательно слежу за твоим блогом, и во многих моментах согласен беспрекословно!.. Но в данной концепции не соглашусь, как минимум по одной причине — все сугубо индивидуально. Тебе, к счастью, повезло с коллективом в плане обоюдности желания «делать и чувствовать»… Работая с командой одного из именитых и вполне популярного артиста, приходится «бороться» хотя бы за достойную картинку для зала (стробоскопы, дым и т.п.) — и хронически Хейзеры дымят в кулисы (типа от них сквозняк), стробоскопы только в самые ключевые моменты… Ну а про стробирующие Бимы на сцене и иже с ними пришлось забыть напрочь!.. При этом самому артисту тоже «параллельно» — висит экран (проекционный и с убитой лампой) по центру, или смещён на метр-два от центра… Главное, что отработали концерт — и чудно! А «картинка-не картинка», «драйв-не драйв» — по-русски говоря «пох»!!! Как то так!.. Так что в данном посте я бы все же делал поправку на индивидуальность ситуации. ))
С глубочайшим уважением!!! )
Миша, спасибо за комментарий! В своих заметках я рассказываю про увлеченных Артистов. Они выступают и играют на музыкальных инструментах, а не работают. И ты прав, мне по-настоящему повезло с группой, в которой слово «работа» запрещена, применительно к нашей деятельности.
Большое спасибо и глубочайший респект за этот блог и твои «мысли вслух», ибо они как полезны, так и приятны в изложении, а в Российской шоу-индустрии, к сожалению, своим опытом мало кто делится, а тем более печатном виде… Потому ещё раз Спасибо, и успехов в развитии данного Детища! 😉
Отменное замечание про обделение артиста-к сожалению крайне мало кто об этом задумывается.
Парадоксально, но в нашем случае артисту даже более критично то, что он видит со сцены, нежели наличие вычурной картинке в зале. К сожалению, был даже случай увольнения художника по свету из прокатной компании именно из-за того, что на 2-х концертах в зале была полная темнота, несмотря на изначально поставленное задание и повтор его после первого концерта перед вторым.