Как устроена связь на концертах «Би-2»

Коллеги знают, какая проблема для световиков — качественная связь во время концерта. Рации и интеркомы никуда не годятся. За все годы у меня не было ни одного раза, чтобы была устойчивая связь и абоненты в сети слышали друг друга. Все одинаково плохо: что проводные, что все виды беспроводных систем.

Проблема совсем не в громкости. Во время передачи сигнала эти системы сильно сжимают звук и сужают частотный диапазон. В результате динамические характеристики сигнала ухудшаются и падает разборчивость. Абоненты слышат громкий прерывающийся бубнеж, а не человеческую речь. Они начинают нервничать, орать громче и делают только хуже.

Следующая проблема заключается в неудобном управлении устройствами для человека за пультом. Нужно держать канал постоянно открытым или нажимать на кнопку, когда хочется что-то сказать. Микрофоны в таких системах тоже не фонтан, они насасывают много окружающего звука и захлебываются от громкой музыки.

Бывает еще дуги наушников сильно давят на голову. Интеркомы с одним наушником — как раз, чтобы глохло второе ухо. Я вообще не люблю, чтобы уши были закрыты гарнитурой, в которой хрипит какой-то эфирный срач.

Мой выбор — IEM-система ушного мониторинга с головным микрофоном. Это вариант для тех, кому важна передача информации без потерь по дороге и не нужно общаться во время концерта. Самый очевидный сценарий — пушкари. Ну вот о чем с ними нужно говорить во время концерта? 🙂

Преимуществ у такой системы — пуленепробиваемо больше.

  • Системы ушного мониторинга передают сигнал с меньшими потерями. Вас совершенно точно услышат и голос будет похож на человеческий.
  • С хорошим микрофоном можно оставлять канал открытым. Он не будет захватывать шум из воздуха.
  • Вы можете навсегда освободить руки и не искать на ощупь кнопку для выхода в эфир. Используйте головной микрофон или микрофон на стойке.
  • Уши не закрыты наушниками и вы можете нормально общаться с окружающими.

Чуть было не забыл! Такая система в разы дешевле интеркомов. На вторичном рынке набор передатчик с приемником стоит 30 000 руб. Дополнительные передатчики продаются отдельно, проблем никаких.

Моя система связи выглядит следующим образом.

Мне необходимо отдавать команды пушкарям и видео-группе. Для этого я разделил эфир на два канала. За канал пушкарей отвечает Sennheiser EW 300 G2 с тремя приемниками, на канале видюшников — G3 с шестью приемниками. В группе видюшников 4 оператора, оператор медиасервера и выпускающий режиссер IMAG-трансляции на боковые экраны.

Мощности штатных антенн хватает для того, чтобы покрыть расстояния футбольного стадиона.

Я использую микрофон AKG C544 L. Это конденсаторный микрофон с кардиоидной направленностью. Производитель позиционирует его как микрофон для спортивных мероприятий, фитнес-инструкторов. Я выбрал его в первую очередь по соображениям надежности. Он легкий, крепкий и защищен от влаги — то, что нужно в туровых условиях. Сидит очень удобно на голове, нигде не жмет. В местах соприкосновения с лицом мягкие приятные вставки. Микрофону нужно фантомное питание, я использую внешний фантомный блок AKG B48 L. Мне не нужно кричать, я отдаю команды с такой громкостью, словно человек стоит рядом в комнате. Микрофон направленный и не захлебывается от внешних громких звуков.

Сигнал от микрофона уходит в футсвич Radial Hotshot DM-1. Он разделяет каналы состоянием кнопки. В отжатом состоянии меня всегда слышат видюшники. Если мне нужно что-то сказать пушкарям, я нажимаю на кнопку и меня слышат только они. Так устроено, чтобы не засорять эфир и к тому же 80% эфира занято командам видео-группе. Футсвич лежит на полу, руки всегда свободны.

Бывает, что мне нужен только один канал, я перенастраиваю кнопку на другой режим. В отжатом состоянии канал закрыт. По нажатию канал открывается и я передаю сообщение. Удобно — абоненты не слушают пустой эфир.

У всех абонентов наушники-вкладыши AKG IP2. Они отлично сидят и глушат внешние звуки. Особенно это важно парням с камерами у сцены — там звуковое давление несовместимо с жизнью. Честно, выбрал только по одной причине — у них крутые мешочки, чтобы складывать. А так все наушники топовых производителей в этой категории одинаково хорошие.

Все это хозяйство упаковано в пластиковый кейс на 4 высоты. Приемники, наушники и микрофон находятся в ложементах в крышках. Разворачивается система моментально: снял крышки, вынул кнопку, подключил микрофон и запитал системы. Готовы к концерту!

Вас обязательно услышат с IEM-радиосистемой, если качество передачи важнее возможности услышать неразборчивый ответ.

Как устроена связь на концертах «Би-2»: 8 комментариев

  1. Давид привет! А разве нельзя упростить систему использованием одного передатчика в стерео режиме а на приемниках моно приём либо левого либо правого канала? Вроде бы это возможно) тогда добавляется гибкость количества абонентов на том или ином канале)

    1. Дело в том, что у нас были неиспользуемые системы G2. А так я думал о схеме стерео-моно, но не нашел этих настроек в G3.

      1. Mode -> stereo/focus. В режиме фокус меню баланс регулирует микс между первым и вторым каналом. Системы g2 и g3 полностью совместимы, могут работать от одной базы (у части будет баланс до конца влево, у части до конца вправо). Главное, чтоб системы были в одном частотном диапазоне…

    1. Андрей, у Сеннхейзера не зависимо G2 это или G3 система, или вообще 2000 серия. важен диапазон в котором он работает, там есть 3 диапазона обозначаемые буквами «A», «B» или «C». Точных цифр диапазаона не помню, но точно что «A» самый низкий частотный диапазон, «С» — самый высокий, и соответственно «A» дешевле чем «C». На оффициальном сайте Сеннхейзера есть полная информация.

  2. Съемки концерта нельзя проводить так же, как фэшн-съемку или документально-репортажную съемку, не беря в расчет саму музыку. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.