Большинство из тех, кто занимается съемками и трансляциями концертов злоупотребляют крупными планами. От этого страдает восприятие концерта зрителем и обесценивается работа тех, кто создавал шоу: постановщиков, видео- и светодизайнеров, хореографов, костюмеров. Давайте разбираться.
Цель концертной видеосъемки — передать на видео ощущения от концерта с минимальными потерями, насколько это возможно.
Это сложно, поскольку на живом концерте на зрительское восприятие влияет множество механизмов воздействия. Прежде всего, это четыре из пяти органов чувств: слух, зрение, осязание и обоняние. На слух воздействует музыка. Свет и видео раздражают органы зрения. Звуковое давление заставляет чувствовать вибрацию от субвуферов. Обоняние позволяет запомнить запах от пиротехники или парфюм красотки рядом.
Кроме информации от рецепторов на внешние раздражители, на зрителя влияют и эмоциональные психические процессы. Человек может ощутить эйфорию от концерта даже за счет толпы, получив эмоциональное заражение.
Самый простой пример — концерты юмористов. Вы можете посмотреть выступление в записи и ужаснуться, насколько это глупо и не смешно. А вот в зале вы будете надрываться от смеха, которым вас заразят другие зрители. Закадровый смех в ситкомах работает по этому принципу. Все это подробно изучено и я советую вам почитать про психологию толпы и конформность.
Видео, к сожалению, передает только аудиовизуальную информацию. Но и тут нас могут обломать телевизионные деятели искусств.
Дайте крупнее!
Чаще всего съемкой или трансляцией концертов занимаются люди с телевидения. Откуда у них такая любовь к крупным планам? Попробуем понять и простить.
Все используемые на телевидении художественные приемы пришли из кинематографа.
В кино
На заре кинематографа все фильмы снимали общим планом. Считалось, что пространство экрана — как театральная сцена и обрезать человека неправильно, в кадре он должен помещаться целиком.
Историки кино считают, что впервые крупный план как драматический прием появился в фильме Эдвина Портера «Большое ограбление поезда» в 1903 году. В финале фильма бандит стоит в кадре по пояс и стреляет в зрителей. Причем для того времени это считалось крупным планом, сейчас операторы назвали бы его средним.
Чуть позже, начиная с 1908 года, американский кинорежиссер Дэвид Уорк Гриффит стал первым, кто стал постоянно использовать крупные планы в своих фильмах и сделал этот прием распространенным.
На ТВ
Первый электронный телевизор для массового производства появился в 1939 году. Его создал для американской компании Radio Corporation of America (RCA), изобретатель Владимир Зворыкин. Модель называлась RCS TT-5 и представляла собой ящик с экраном 5 дюймов.
Первый массовый телевизор в СССР появился в 1949 году, это был «КВН-49» (Кенигсон, Варшавский, Николаевский). Диагональ экрана составляла 7 дюймов. Для увеличения изображения использовали линзу, заполненную дистиллированной водой или глицерином.
Небольшой размер экранов в телевизорах исторически сформировал подход к съемке крупных планов на телевидении. Телевизор, в отличии от монитора или смартфона, смотрят на некотором удалении от него. Чтобы установить более тесный контакт со зрителем, разумно показывать лица крупным планом — так связь между звуком и изображением будет выразительнее. Мелкие детали на общих планах будут просто незаметны, даже если и содержат художественную ценность.
Это объясняет, почему на телевидении превалируют крупные и средние планы при съемке программ. Но тут они столкнулись с современными концертными шоу.
Зачем нужен общий план в концертной съемке
Как минимум по двум причинам: чтобы показать красоту шоу и взаимодействие музыкантов друг с другом.
Покажите шоу
Видео концерта должно имитировать ощущение присутствия на нем. Как видит концерт человек в зале? Поле зрения человека позволяет ему видеть всю сцену целиком без поворота головы.
Мы видим свет, экраны и исполнителей одновременно. Шоу позволяет нам получить удовольствие от того как все работает вместе, усиливая восприятие музыки. Крупные планы лишают нас этой возможности.
Говоря языком камеры, зритель смотрит концерт дальним планом. Он видит всю сцену и может фокусировать внимание на деталях без возможности их приблизить. Для крупных планов на больших шоу используют IMAG экраны.
Известный на весь мир, выдающийся теоретик кино Лев Кулешов в своей книге «Азбука кинорежиссуры» (1969 г.) считает, что общепринятое использование только трех обозначений планов: «крупный», «средний» и «общий» является недостаточным. Он вводит классификацию из 7 определений.
- Очень крупно. Очень крупное лицо человека или деталь объекта. Подобные кадры часто называют деталью.
- Крупно. Голова человека до плеч.
- Крупный поясной. Человек по пояс (часть туловища по локти).
- Средний. Человек, взятый по колени (группа людей, взятая по колени).
- Средний дальний. Человек или люди, взятые во весь рост, но без запаса пространства над головой и под ногами.
- Общий. Объекты, взятые с окружающей их обстановкой или природой.
- Дальний общий. Объекты, взятые с большим количеством окружающей их обстановки или природы.
Кроме этого, Кулешов вводит такое определение, как «глубинный кадр». Это кадр, взятый в глубину — перспективно, как бы состоящий из крупного или среднего на первом плане и общего или среднего на втором плане действия. В качестве измерительного эталона для определения названия плана, он использует взрослого человека.
Почитайте, замечательная книга!
Лев Кулешов. «Азбука кинорежиссуры»
PDF, 27 МБ
Для демонстрации шоу таким, как видит его зритель в зале, необходимо показывать больше общих и дальних планов.
Мне очень понравилась мысль, которую приводит режиссер Влад Дикарев. Она принадлежит Никите Михалкову, который высказал мнение, что общий план в фильме показывает квалификацию и подготовку постановщика. Михалков обосновал мысль тем, что на общем плане невозможно скрыть бедную работу с художником, некачественно выверенную композицию, плохо выстроенную мизансцену и т.д.
Я могу понять, почему на телевидении так принято снимать концерты. Цветное вещание в СССР началось в 1967 году. Но даже с его появлением показывать на концертах кроме поющих голов было абсолютно нечего. Концерты проходили в серых убогих декорациях. Исполнители стояли как вкопанные, не двигались и никак не взаимодействовали друг с другом. Ну, правда, что тут снимать? Какое шоу? Скукота и уныние.
Советую посмотреть уникальную коллекцию советских эстрадных концертов на канале Гостелерадиофонда России.
Мастерство съемки крупными и средними планами может быть очень полезным в одном случае. Оно способно художественно скрыть вашу халтуру по подготовке шоу.
Крупные планы спасут вашу жопу от разоблачения за безобразную световую партитуру и видео из «подбора».
Концерт — это секс
Кроме мигания-мотания светом и графики на экранах, людям нужно показывать людей. Люди больше всего на свете любят смотреть на других людей. Тут есть тонкость. Исполнители на сцене не стоят неподвижно как во времена советского телевидения. Концерт группы — это прежде всего история про то, как они взаимодействуют между собой.
Концерт — это совместное творчество живых музыкантов. Игра с партнерами по группе не только в музыку, но и демонстрация их связи друг с другом. Очень важно показывать как они передвигаются на сцене, невербально общаются и делятся энергией между собой и с залом.
А что делать если на сцене только один артист? Он не один. Перед ним полный зал публики, вокруг него свет, видео и концертный зал, который хочется увидеть на экране.
Зритель в зале видит как создается музыка группой людей, а не отдельно стоящими обрезанными руками на гитарах. Покажите как люди взаимодействуют между собой и передвигаются по сцене!
Что делать?
Подготовка к съемке
На этапе подготовки к съемке или трансляции общайтесь со съемочной группой. Будьте честны сами с собой и с ними. Если у вас ничего нет или шоу правда полное говно (как у меня, например) — съемочная группа может оказаться вашим лучшим союзником и ловко скроет все недостатки.
Прямая трансляция
На трансляции постарайтесь сесть рядом с выпускающим режиссером или отправьте кого-то из команды, кто в совершенстве знаком с музыкальным материалом и драматургией шоу. Давайте ему точные подсказки по сценарию. Только вы знаете кто и когда играет соло, что важного будет происходить на сцене и где будет тот самый главный Эпический Драматический Момент. Не стоит винить режиссера, что он этого не знал или не смог запомнить, а во время ЭДМ показывал крупные руки гитариста или подпевающую публику в зале. Вы со своим артистом годами, а он может первый раз слышать ваше название. Так тоже часто бывает.
Записи, сценарии и шпаргалки не работают, проверено. В момент стресса в который они себя вгоняют они не будут следить за бумажками. Только стоять над душой и подсказывать.
Ужасно бесит истеричный монтаж трансляции, когда бессмысленно щелкают камерами каждую секунду, выдавая это за творческий порыв.
Хороший режиссер на монтаже после съемки будет придерживаться темпоритма действия с уважением к музыке. Как бороться с самовлюбленными выпускающими, кроме насилия, я не знаю. Подскажите!
Монтаж
Всегда, без возражений присутствуйте на монтаже и цветокоррекции. Нельзя допустить, чтобы вместо того самого Эпического Драматического Момента в финальном монтаже показывали лицо солиста с закатившимися глазами или праздную публику. Колористы любят искажать цвета на постпродакшене на свой вкус. CTO запросто у них превращается в салатовый, например. Контролируйте это.
Вопросы из зала
А тебе какое дело до этого всего? Ну снимают и снимают как умеют, мигай своими диодами дальше и не выебывайся.
Да потому что заебали! При таком дремучем подходе к съемке и трансляции нет никакой целесообразности в подготовке световой партитуры. Какой еще таймкод? Достаточно осветить лица артистов и залить посильнее зрительный зал — с таким монтажем все равно никто не увидит вашей работы.
Пока не случилось концептуального перелома, если вам предстоит съемка, — держите совет. Не тратье свое время на программирование света. Они не покажут ваши световые картины и эффекты, которыми вы так гордитесь и которые приводят в восторг зрителей в туре.
Дай хорошие примеры
Не могу пока похвастаться нашими концертами. Это лучше того, что сняли бы люди с ТВ, но пока не дотягивает даже до уровня монтажа прямого эфира любого крупного иностранного фестиваля.
Мне очень нравится как сняты концерты на фестивале Rock In Rio. Прямо эталонное количество общих планов в процентном соотношении. И это прямая трансляция без последующего монтажа! Посмотрите на ютубчике как снимают фестивали Coachella, Glastonbury, Lollapalooza, Rock am Ring, Rock im Park, Download — есть чему поучиться.
Как ни странно, хорошо снят с достаточным количеством общих и дальних планов концерт Ани Лорак. Думаете почему? Потому что режиссер был голландец, а вы думали? (Дай Бог здоровья Михаилу Сафарбековичу, кормильцу!)
Концерт Роджера Вотерса — пример великолепно смонтированного и срежиссированного фильма-концерта с видеовставками.
Хочется привести еще один блестящий пример. Это будет мюзикл — жанр, где есть актеры, где поют, танцуют, играют на инструментах и вокруг всего этого есть шоу с видео, светом и декорациями. Сразу все в одном! Посмотрите, как круто показано действие с большим количеством общих планов.
А еще, чтобы два раза не вставать, надоели со своим залом и показом публики. Представьте себе, оказывается можно круто снять концерт без заливки зала.
Короче. Просто добавьте больше общих и дальних планов. Даже не спорьте!
Почитать еще:
- Что почитать по концертному светодизайну
Рассказываю что можно почитать по концертному светодизайну со всеми ссылками. Заносите в букмарки.
- IMAG — лучший видеоконтент для концерта
Люди любят смотреть на людей. Покажите зрителю эмоции артиста: мимику, жестикуляцию, глаза.