Блайндеры

Пожалуйста, называйте приборы о которых пойдет речь, правильно: блайндеры.

Audience blinders, сокращенно blinders. Блайндеры — заимствованный термин из англоговорящей шоу-индустрии, происходит от глагола blind и произносится как «блайнд» — «слепить».

С названием audience blinders все понятно: в переводе оно дословно указывает на основное предназначение — слепить зрителей. В английской и русской терминологии часто встречается второе название приборов: molefays, «молфеи».

Молфей — это типичный пример эпонима, когда название торговой марки становится именем нарицательным и переходит во всеобщее употребление. Среди других самых известных эпонимов — слова ксерокс, памперсы, термос, скотч. Термин «молфей» для обозначения блайндеров стали использовать для всей группы похожих приборов.

Линейка товаров под названием Molefay производится американской компанией Mole-Richardson.

Фирму основал сицилийский иммигрант Пьетро Муле (Pietro Mule), сменивший имя на Питера Мола (Peter Mole). Мол приехал в Америку в возрасте шести лет. После окончания колледжа по специальности инженер-электрик, поступил на работу в компанию «Дженерал электрик».

В 1923 году Мол перехал с семьей в Калифорнию. Первым его местом работы в голливуде стал осветительный отдел на киностудии «Метро-Голдвин-Маер», откуда позже перешел к производителю светотехнического оборудования для киноиндустрии «Креко» (Creco).

В 1927 году Питер Мол основал компанию «Мол-Ричардсон» (Mole-Richardson Company) с двумя партнерами: промышленным дизайнером Элмером Си Ричардсоном (Elmer C. Richardson) и главным студийным электриком Филдингом Си Коатсом (Fielding C. Coates).

Мол обладал инженерными знаниями и практическим опытом в производстве приборов для киностудий. Это помогло по-новому взглянуть на привычные вещи: использовать в своих приборах лампы накаливания вместо дуговых ламп. Лампы накаливания были естественней по температуре и, что оказалось важно для звукового кино, были тише дуговых.

Через 8 лет, в 1935 году компания Мола получила первую награду от Американской академии кинематографических искусств и наук за технологические достижения. «Мол-Ричардсон» первой создала световые приборы с линзой Френеля под названием Solarspot.

Во время Второй мировой войны, «Мол-Ричардсон» производила зенитные прожекторы и посадочные огни для аэродромов.

Компания «Мол-Ричардсон» прошла долгий путь вместе с американской киноиндустрией, получила признание и известность за разработку приборов с лампами накаливания. Фирма существует до сих пор, производит современное съемочное оборудование на светодиодах и металлогалогенных лампах.

Molefay — зарегистрированная товарная марка линейки приборов заливающего света с лампами накаливания, которая производится и сегодня. Молфеи используют в качестве блайндеров во многих мировых турах, их легко узнать по бордовому цвету корпусов.

У меня есть своя версия этимологии названия. Составное слово получилось из двух частей: «mole» и «fay». Первая часть это название компании, а второе скорее всего обыгрывает внешний вид прибора. Глагол «fay» переводится как «подгонять, плотно насаживать». Наверное имелись ввиду плотно установленные ряды ламп.

Блайндеры — это красиво

Я люблю блайндеры. Как функциональные приборы, блайндеры безупречно решают задачу равномерной заливки зрительного зала для общения артиста с публикой.

Использовать блайндеры в качестве инструмента для творчества — одно удовольствие. Лампы горят приятной температурой для глаз и контрастно выделяются на фоне диодных приборов. Назовите хоть что-то сексуальнее стены из блайндеров или подобных им ламповых приборов за спинами музыкантов. Силуэты артистов в пылающем контровом освещении и дымке создают неповторимое старое доброе роковое настроение. Крутость блайндеров и похожих ламповых приборов в том, что их можно эффектно использовать и без дыма. У блайндеров приятное плавное возгорание и затухание ламп.

Блайндеры десятилетиями используются на концертах и выработали у зрителя рефлекс, стереотипную реакцию. Если зажглись блайндеры — поднимай руки, хлопай, допевай фразы из песен. Такое рефлекторное действие не нужно никому объяснять, оно работает на интуитивном уровне для любого зрителя во всем мире: на фестивале радио «Шансон» и на стадионном концерте «Металлики».

Тут же кроется и самое большое коварство блайндеров. В неопытных шаловливых руках ими очень легко заебать зрителя.

Используйте блайндеры осмысленно

Обращали ли вы внимание, что когда стоите за пультом, у вас занижен порог раздражительности от яркости приборов? То, что кажется вам допустимым по интенсивности светового потока, режет глаза стоящим рядом людям.

У меня есть этому объяснение. Во время концерта внимание концентрируется на органах управления пульта и перемещении артистов по сцене. Вы фокусируетесь на событиях на сцене, мозг сужает поле обзора и создает что-то похожее на туннельный синдром. Из-за того, что блайндеры оказываются в области периферического зрения, их чрезмерная яркость не вызывает у вас дискомфорта.

Другое дело — зритель. Он наслаждается деталями. Если наскучило смотреть на артистов, его взгляд перемещается на элементы сценографии, на свет. Зрительское внимание во время концерта чем-то похоже на работу автофокуса в фото- видеоаппаратуре: фокусировка происходит на самый контрастный объект в кадре. За доли секунды, когда вы мигнули блайндерами, зритель автоматически перевел взгляд на них и получил неприятные ощущения.

Главная ошибка художников по свету заключается в использовании чрезмерной яркости блайндеров. Они оказываются в зоне периферического зрения и воспринимаются неверно.

Другая ошибка состоит в непродуманном и частом использовании блайндеров.

Что делать?

Я наблюдал за публикой на своих концертах и запоминал ощущения, когда был на других концертах в качестве зрителя. Мои советы коллегам:

  1. Не используйте блайндеры на 100% яркости. Ваше восприятие яркости не совпадает с ощущениями зрителя. Соизмеряйте размеры концертной площадки, количество блайндеров и их яркость. В зале не нужна полная яркость, в то время как на стадионе ее может быть даже недостаточно.
  2. Сделайте мастер интенсивности на группы блайндеров. Во время мероприятия мысленно меняйтесь ролями со зрителем и смотрите на сцену его глазами. Ужмите интенсивность группы, когда нужно.
  3. Не используйте блайндеры слишком часто. Простота приема сбивает дизайнера с чувства меры. Я постоянно вижу, как коллеги отбивают блайндерами строчки песен и делают акценты чуть ли не на каждую сильную долю.

Блайндеры — примитивный и эффективный инструмент в шоу. Такая доступность может и навредить.

Реакция публики на вспышки блайндеров провоцирует неопытных художников на частое повторение этого приема. Чрезмерная яркость и частота использования может испортить зрителю впечатление от всего шоу.

Вы еще сомневаетесь как верно называть блайндеры?

Поживите в мире лингвистов-световиков у которы блайндеры — «блиндеры».

Как устроен мой внутренний мотор

Я трезво воспринимаю действительность. Никто из основных потребителей нашего интеллектуального продукта не понимает что вы делаете и не в состоянии компетентно оценить: хорошо мигает свет или не очень.

Вот наш артист. Путь даже исполнитель разбирается на своем уровне и уделяет большое внимание зрелищности своего шоу, но есть проблема. Артисты не могут посмотреть свой концерт со стороны глазами зрителя. На сцене они воспринимают шоу в искаженном виде, а фотографии и видео не передают им энергетику в зале. Эти ощущения влияют на оценку всего шоу в целом.

Зритель — тем более не показатель. Его легко поразить многоцветными комбинациями, какими-нибудь призмами и резкими контрастными вставками. Маловероятно, что публика увидит насколько тонко вы обыграли песню с помощью цветовой схемы и спрятали смысл за двойным дном. Покрутите зрителю радугу, помотайте башками и он будет в восторге. Такая невысокая требовательность развращает и расслабляет дизайнера.

Мысль, что никто ничего не понимает и не в состоянии оценить на профессиональном уровне, может парализовать желание вообще что-то делать качественно.

Так что дает мне энергию этим заниматься? Что вдохновляет учиться, жадно впитывать все что связано со светом и шоу-индустрией?

В первую очередь — я сам. Эгоизм чистой воды. Я желаю получать удовольствие от своей работы. Я сам себе ставлю планки, достигаю их и повышаю вновь. Для себя самого я являюсь одновременно самым безжалостным и самым требовательным критиком. Только я знаю наверняка, на что способен сейчас, вот в этих конкретных условиях концертной площадки. Лишь мне понятно, что и как нужно исправить в будущем, чтобы сделать следующий концерт лучше.

Может случится так, что усталость притупляет бдительность. Тогда в дело вступает второй внутренний механизм. Я называю его воображаемым экспертным сообществом. Это работает так: представляю, что за моей спиной стоят коллеги. Профессионалы, кому я доверяю и готов прислушиваться. Они скрестили руки на груди, перешептываются, ловят каждую ошибку и одобрительно кивают на удачных моментах.

Кроме меня, только они видят детали и способны их оценить. Нежелание опозориться перед профессионалами, которые понимают как все работает, мобилизует и заставляет делать круто.

В этом плане я очень рад, когда за спиной стоят реальные люди из профессии: ведь с ними можно сразу на месте что-то обсудить и получить бесценную критику.

Я сам даю себе мотивацию учиться и развиваться профессионально. В этом мне здорово помогаете вы, мои дорогие коллеги. Даже сами того не подозревая.

Мой главный секрет в том, что я не воспринимаю эту деятельность как работу. Просто делаю то, что мне нравится, от чего у меня горят глаза. Я вкладываю в это дело душу и не думаю о деньгах. В награду получаю бесконечное удовольствие от жизни, а материальное вознаграждение, как оказывается, прилипает в этом случае как-то само собой.

Самый обделенный человек на вашем шоу

Вы сделали насыщенное шоу и довольны собой. Зритель пищит от восторга. А теперь повернитесь спиной к сцене и попробуйте оценить еще раз.

Никто не думает о самом несчастном человеке на концерте. Нет, не организатор, как вы могли подумать. Это ваш артист.

Guns N' Fuckin' Roses глазами зрителя
Guns N’ Fuckin’ Roses глазами зрителя
Guns N' Fuckin' Roses глазами самих Guns N' Roses
Guns N’ Fuckin’ Roses глазами самих Guns N’ Roses

В отличие от театра или тв, где художественная задача освещения стоит на втором месте после необходимости осветить актеров и декорации, концертное световое шоу — это история в первую очередь про видимость света.

Дизайн сцены, развес приборов и программирование шоу нацелены на то, чтобы светом усилить эмоции от музыки. Свет должен ослеплять, добавлять драматичности контровым расположением, удивлять и поддерживать аранжировки эффектами. А для этого нужно, чтобы лучи были видны в пространстве.

Вы сделали все, чтобы лучи были видны зрителю и не дали ничего артисту. В прошлой жизни я был по ту сторону зала и знаю о чем говорю. Ощущения от света и концерта на сцене не имеют ничего общего с тем, что получает зритель. Музыканты на сцене заслуживают и тоже хотят получать впечатления от связи света и музыки. Не представляете, насколько сильна зависимость между эмоциональным состоянием артиста и общей энергетикой концерта.

Перед глазами зрителя — яркая, захватывающая дух пульсирующая сцена с любимой группой. А артист видит перед собой темный зал, изредка вспыхивающий от блайндеров, и бродящие по головам световые пятна от спотов.

Что делать?

1. Узнайте ощущения на сцене

Попросите кого-то пройтись по вашим кью-листам, а сами сходите на сцену и посмотрите как это выглядит с той стороны зала. Гарантирую, вы будете ошеломлены. Ничего из того, что видит ваш зритель и чем вы так гордитесь, недоступно музыкантам на сцене.

У меня был бесценный опыт, когда пару раз приходилось ставить световой пульт сбоку от сцены на закрытых мероприятиях. Я увидел, что из себя представляет мое шоу глазами группы.

2. Шоу внутри шоу

Вариантов не так много: поместить приборы на фронтальных фермах, прострельно по бокам сцены или раскидать приборы в зале.

Фронтальные приборы

Я не сторонник российской традиции заливать сцену вошами с фронтальных линеек. Так не делают в западной шоу-индустрии. Чаще всего иностранцы используют фронтальные фермы с приборами в качестве дополнительно работающих на зрителя. Лучи могут быть направлены в воздухе для создания «пышной» световой картины.

Если вы используете фронтальную заливку, используйте ее и для эффектов, направленных внутрь сцены: на музыкантов.

Прострелы

Я считаю лучшее решение — это увеличить количество приборов по бокам сцены. Большое количество прострельных приборов может играть двойную роль: освещать музыкантов и пространство сцены, а также участвовать в эффектах для создания ощущения «концерта» у артистов.

Приборы в зале

Существует распространенная практика, когда световые приборы располагают в зале. Чаще всего это можно увидеть на съемках — это делает черный зал видимым для камеры. Но не всем артистам нравится, когда зал освещен.

zpublicwash
Земфира, «Маленький человек» в Олимпийском.

Многие крупные фестивали развешивают приборы на башнях с дилеями (delay towers). Кроме украшения самих конструкций, это добавляет концертных эмоций зрителям, стоящим очень далеко от сцены. На этих же башнях чаще всего сидят операторы пушек следящего света.

Внесите в дизайн своего шоу прострельные приборы. Относительно статичным музыкантам: барабанщикам, клавишникам можно поставить что-то на пол вокруг них. Барабанщикам без сомнений понравятся стробоскопы за спиной. Если вы используете фронтальную заливку, добавьте эффектов, пульсов на них.

Любите своего артиста. Думайте о его комфорте и тех эмоциях, которыми он обделен. От этого в большей степени зависит магия всего концертного шоу.